torbasow (torbasow) wrote,
torbasow
torbasow

Categories:
  • Mood:
  • Music:

«Чобиты», «Меланхолия Харухи Судзумии»

Далее я обозреваю два аниме-сериала (больше за вечер не успел): первый — перекликающаяся с «Собери сам, разберись» комедийно-эротическая поделка с социально значимым трагическим подтекстом о нелёгкой судьбе японской молодёжи, вступающей в мир корпораций, а второй — постмодернистская феерия о лёгкой судьбе японской молодёжи, покуда ещё привольно резвящейся в школьных стенах.

 

«Чобиты».

«Могут ли машины испытывать эмоции? Могут ли машины хотеть чего-либо и сами ставить перед собой новые задачи, не поставленные перед ними их конструкторами? …Важно отчётливо понимать, что в рамках материалистического мировоззрения не существует никаких состоятельных принципиальных аргументов против положительного ответа на наши вопросы. Этот положительный ответ является современной формой положения о естественном возникновении жизни и материальной основе создания…» (А. Н. Колмогоров. Жизнь и мышление с точки зрения кибернетики.— М., 1961).

«Вот придёт японец с роботом,
немец прибежит с компьютером.
Выжрут шнапс и с диким гоготом
по кусочкам разберут тебя
» (Бахыт-Компот, «Империя»).

То, о чём с оптимизмом говорил выдающийся советский математик говорил на излёте (привет, Гагарин; прощай, Фурцева!) первого социалистического эксперимента в нашей стране и о чём семью годами позже в «Идолах и идеалах» тревожился полупридворный-полудиссидентский философ Ильенков, представляет собой неизбывную проблему для искусства вечно балансирующего на грани вожделенного рабовладения капиталистического строя. Вспомним многочисленные истории бунтов роботов, этих морлоков ⅩⅩ века. К веку нынешнему в цитаделях рабочей аристократии страх перед революцией подзабылся и выродился до экзистенциальной тоски простого японского абитуриента в мире монополий и компьютерных сетей.

Жутковатая социальная природа чувств главного героя подчёркивается откровенной упрощённостью его кибернетической рабыни/воспитанницы Чии, которая в сравнении с прочими персоконами выглядит куклой. Хидеки Мотосува, однако же, видит в ней нечто большее. Она — символ целой общественной проблемы, которую Хидеки со временем начинает различать и у окружающих. Впрочем, если не вдаваться в детали и не искать во всём намёков на большую трагедию, сериал вполне себе лёгок и весел, смотреть можно безбоязненно.

«Меланхолия Харухи Судзумии». Эта история начинается 6 апреля 2009 г. Постойте. Это я начал смотреть её 6 апреля 2009 г. В общем, всё тут очень запутанно. Благо у главной героини, известной в наших краях также под кличкой «Юлечка» благодаря украшенным её изображениям беларуским вафлям, крыша поехала года три назад. По мере развития событий сериала крыша очень скоро едет также у главного героя (он же — рассказчик, в переводе частящий чуть более, чем допустимо для внятного понимания) и он начинает видеть все те муркоковские архетипы, за коими безутешно гоняется Харухи-Юлечка: инопланетян, странников во времени и экстрасенсов. Где-то в процессе съёмки крыша поехала и у режиссёра, досточтимого Исихары Тацуя (известного нам также по ветхозаветному «Покемону» и великолепному «Lucky☆Star», а Борису Акунину — по псу-демону «Инуясе»), так что он перемешал все серии (в порядке, смысл коего многие ищут и даже находят, хотя нет никакой гарантии, что он там есть) и сказал, что так и надо. Надо полагать, по мере просмотра должна съехать крыша и у зрителя, и будет тогда всем «мир без края, без берега» и «благоволение во человецах».

Как там дальше у Маяковского: «Вот разве что японцы лезут с ножом на Америку». Ну, не с ножом, а с высокой культурой, и режут они без ножа не только Америку. По всему свету зрители (и особенно обозреватели) охотно подхватили игру, принявшись рассуждать, кто является подлинным Богом — Юлечка чи Кён, какие тузы в рукаве у набившихся в их клуб феноменов и чем вообще это всё нам грозит в аспекте противостояния традиционалистской и постмодернистской парадигм.

Сдаётся, что всё в этом аниме гораздо проще, чем изображается (почему оно является не супершедевром, но за успешную, элегантную и увлекательную имитацию такового заслуживает лавр скорее «Маятника Фуко», нежели «Кода да Винчи»). В сущности, присутствует всего два или три явно сверхъестественных эпизода. Ежели списать их на визуализацию ролевой игры персонажей (а также их психическое состояние — одна из серий откровенно происходит во сне), останется просто тусовка талантливых чудаков, включающихся в Юлечкину схему с не меньшей готовностью, чем зрители. «Кондуит и Швамбранию», надеюсь, тут ещё помнят? Вот, оно и есть. Там конец игре положила революционная буря, тут мы имеем коктейль пожиже, но тоже вполне достойный — Судзумия-сан обнаруживает в себе реальные вокально-инструментальные способности, а параллельно в клубе бурлит зарождающаяся влюблённость (лично мне кажется, что пару Харухи составит скорее во всём ей потакающий и этим от души наслаждающийся «экстрасенс» Ицки, в то время как Кён просто создан для заботы о компьютерной тихоне Юки, ну а секс-бомба — хотя, по мне, так самая скучная в компании — Микуру от недостатка поклонников и вовсе не страдает; но только ж эти взбалмошные девицы способны спутать самые лучшие карты ничуть не хуже Исихары Тацуи).

Единственное, что мне остаётся выяснить, это насколько соответствует «Гиперион» Дэна Симмонса характеристике Юки Нагато — «Unique» (да-да, так по-английски и сказано). Недавно я получил эту книжку на халяву, ибо приятель купил более полное и более новое издание (за сумасшедшие деньги). Надо бы почитать. Да, кстати: сама «Меланхолия Харухи Судзумии» была снята по книжкам, частично переведённым на русский и доступным в Интернете. Тоже можно почитать.

Однако всё это потом. А сейчас мне пора возвращаться к последним сериям 2-го сезона «Shakugan no Shana». Уж ночь на дворе, «а я ещё ни в одном глазу»!

P. S.</a> Танигаву-сана почитал. Как обычно, книга доставила мне большее удовольствие, нежели видео. Рекомендую.

Tags: аниме, капитализм, картинки, постмодернизм, рабство, роботы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments