?

Log in

No account? Create an account
 
 
05 Май 2019 @ 17:43
«Мстители: Финал»: великому фильму — великие бреши  

Мстители - ФиналФильм получился очень зрелищный и наиболее драматичным в серии (что слегка смягчают шутки, в большинстве удачные, зачастую в форме отсылок (вроде сцены с Капитаной-Америкой в лифте — там отсылка даже в два слоя)). Доселе «Марвел» не удавалось (а возможно, они и не стремились) выдать настолько жуткий эффект неотвратимости. Это вполне объясняет потребовавшиеся невиданные доселе жертвы. Во всём этом «Мстители: Финал» хорош, да.

Только катарсиса не получилось. После фильма у сердца остаётся саднящая царапина и ощущение горечи и обиды. Нам теперь с этим жить, как Мстителям после событий «Войны бесконечности». Почему так?

Вкратце, если без спойлеров, «Марвел» допустили три огромных ошибки (ну или это так — в резком контрасте с моим пониманием — сознательно задумано). Одну драматическую и две сюжетных:

  1. Огромные жертвы логически понятно, ради чего принесены, но вот на эмоциональном уровне выглядят неадекватными. Художественно не показано или показано крайне отрывочно и неубедительно, за что уплачена такая цена.
  2. Путешествия во времени (надеюсь, это не спойлер? кажется, все поняли, что они будут по достаточно откровенным в этом отношении трейлерам) всегда представляют собой риск сюжетных дыр, но особенно катастрофичными становятся образующиеся нестыковки в связи с первым пунктом.
  3. Капитан Марвел окончательно оформилась как Мисс Сюжетная Дыра, которая в принципе не имеет и не будет иметь логического объяснения.

Ну, конечно, там много ляпов. Например, что вся Вселенная пять лет в трауре. Пять лет! И не собирается выходить из уныния. Нет, народ, это перебор.

Но крупных ошибок три.

  1. Они убили двух лучших Мстителей — Наташу Романову и Тони Старка! Наташа не дожила до сольника и ей даже почти не дали подраться (только трогательно поруководить с блокнотиком).

    Как будто этого мало, «Марвел» жестоко слили ещё трёх персонажей, так что понимаешь, что Наташа и Тони очень легко отделались, и начинаешь за них радоваться. Беннера и Тора опустили сразу, превратив в клоунов похлеще Питера Квилла.

    Напротив, Стив Роджерс отлично держался на протяжении фильма, оказался «достоин», Танос не смог его сломить, но от сценаристов и он не ушёл. Ладно, что сама его миссия вызывает вопросы. Трудно представить себе, как Стив передаёт Камень Разума «Гидре», ещё труднее — Таносу (ведь у Таноса изначально был этот камень, значит, в будущее он скорее всего прибыл с ним и там образовалось сразу два Камня Разума). Не очень понятно зачем: да, Древняя грузит, что, мол, утрата даже одного Камня грозит реальности катастрофой,— но когда Танос уничтожил все шесть, никакой катастрофы, еле задетектировать удалось вообще.

    Но суть не в этом, суть в том, что уже после финальной схватки Кэпа сделали дезертиром! Со всеми своими способностями, во цвете сил, он свалил мало того в прошлое, так ещё и в частную жизнь. Нелепость этой картинки зашкаливает. Представьте себе Капитана Америку, который семьдесят лет тихохонько живёт при Пегги Картер (которая, напомню, агент спецслужб) и полусловом не упомянув ей об инфильтрации в «Щит» «Гидры». Не делает попытки спасти ни своего друга Баки Барнса, ни родителей Тони, которых убил Баки. Кроме того, эта линия рушит логику, которую нам изложил Беннер: никакими действиями в прошлом якобы невозможно изменить настоящее. Но будь это так, Стив должен был бы дожить до старости в какой-то иной реальности, чем та, из которой он слинял.

    Наконец, ради этих убогих разворотов, жестокосердные сценаристы без объяснений расстроили романы Стива Роджерса с Шэрон Картер и Брюса Беннера с Наташей Романовой, а Тору пресекли пунктиром намечавшиеся отношения с Сиф и с Валькирией.

    Так вот и ради чего всё это?

    Повторюсь, логически мы знаем, что ради квадриллионов выпиленных Таносом людей. Но эмоционально это вообще не воспринимается, потому что не показано. Всё, что показано — это возвращение одной семьи (Соколиного Глаза), которую нам навязчиво предлагают в качестве объекта для сопереживания (но нет), и ряда героев. Однако из значимых фигур среди них — Стрендж. Ну Паучок. Ну Пим (хотя ему было бы лучше не возвращаться по причине пункта второго). Без Пантеры и особенно Квилла, на мой взгляд, ещё и лучше было бы. А кто, в самом деле, ждал Баки (Зимний Солдат) или Сэма (Сокол)? (О, я понимаю, что авторы сериала «Сокол и Зимний солдат».) Ждали Локи, но его как раз не вернули. Возвращение Ванды без её драгоценного Вижена похоже на издевательство.

    Если кто-то и не согласен с моей оценкой персонажей, думаю, большинство согласится, что Тони и Наташи никто из возвращённых не стоит.

  2. Теперь к путешествиям во времени.

    Они сразу создают кучу вопросов. Например, зачем было рассылать разрозненные команды в разные моменты, когда Танос был здоров и силён, вместо того, чтобы вызвать Капитан Марвел (но смотри пункт третий) и вместе с нею заявиться всей оравой за день до того, как он, уже будучи инвалидом, уничтожил камни? Почему нельзя было сразу первым делом смотаться в прошлое к Пиму за запасом частиц и снять вообще проблему с ограничениями на прыжки во времени? Почему было обязательно посылать в прошлое Небулу, у которой, оказывается, облачная синхронизация (а она и не в курсе)? Ладно, это я уже отклоняюсь.

    Главная проблема не в этом.

    Главная проблема состоит в возвращении с того света Пима. Беннер у нас тут. Ракета, который участвовал в сборке и настройке машины времени, тоже. Значит, вуаля: путешествия во времени с этого момента возможны неограниченно. Как с этим будет жить Вселенная «Марвел» — это следующий вопрос.

    А первый вот какой: ребята, никто из вас не хочет если не в первую очередь, то хотя бы после отправки Стива с миссией возвращения камней на место, смотаться в день, когда было записано видеообращение Тони и сказать ему: «Мы победили, ты своё дело уже сделал, давай теперь в будущее к жене и дочке»? (На самом деле, для воскрешения Тони не нужны ни частицы Пима, ни перчатка целиком, достаточно Камня Времени — Танос же воскрешал с её помощью Вижена.)

    А Наташу почему нельзя вернуть? Скажете, её с Тони жертвы были необходимы для победы? ОК, а почему тогда нельзя вернуть тех, кто погиб зазря — Вижена, родителей Тони, Локи и Фриггу?

    С другой стороны: никто не подумал, что Гаморру надо бы вернуть в её реальность, потому что без её поддержки Питер Квилл не одолеет папашу и Эго сожрёт ту Вселенную?

    В общем, с момента возвращения Пима все смерти становятся обесцененными и необъяснимыми. Поэтому за смерть Тони и Наташи остаётся обида. Их убили сценаристы, отказ в возвращении — произвол.

  3. Кэрол Дэнверс больше не подаёт надежд, что когда-нибудь станет человеческим персонажем, от которого можно будет ожидать человеческих чувств или какой бы то ни было логики.

    Она больше (в отличие от трейлера) не прилетает по вызову и не интересуется «Где Фьюри?». Судя по тому, что всезнанием она явно не обладает, пофиг этой ледышке, где там Фьюри. Тем более она не вспоминает про флеркена, не нужно ли ему, там почистить лоток или подсыпать корма в мисочку.

    Капитан Марвел подана завершённой Богиней-из-Машины, которая является и исчезает настолько без внятных объяснений, что это обстёбывается уже в в самом фильме (шуточка Ракеты про «причёску»). Отмазку про то, что в остальной Вселенной тоже дела есть, уже никакие еноты всерьёз не принимают. Во-первых, уже всем ясно, что всё самое важное происходит на Земле или поблизости. Во-вторых, ну связь оставь! Или сама позванивай раз в неделю. Нет, умотала, номера не оставила и не звонит. Так надо сценаристам, чтобы Кэрол появлялась не тогда, когда это логично, а когда им надо, в последний момент, и как можно скорее уматывала, иначе им остальных будет нечем занять.

    Можно сказать, что это не сюжетная дыра, а наоборот — универсальный сюжетный пластырь, который позволит теперь сценаристам не считаться с логикой. Прилетела, заклеила дыру, улетела. Удобно, но это драматическое средство заезжено уже двадцать пять веков назад. Как-то неловко видеть его на сцене сейчас.

 
 
Настроение: groggygroggy